Виртуальный тренажер – это интерактивная программа, моделирующая реальную рабочую задачу: осмотр трансформаторной подстанции, ввод в работу секции шин, управление технически сложным агрегатом, ликвидацию последствий нештатной (аварийной) ситуации и др. Пользователь свободно перемещается в виртуальной среде и выполняет некую последовательность действий в соответствии со служебными инструкциями и техникой безопасности, что способствует формированию и автоматизации профессиональных навыков. Манипуляции при этом могут производиться от первого либо от третьего лица (по договоренности разработчика и заказчика программы).
3D-тренажеры, создаваемые Корпорацией «Диполь», являются профессиональными квестами и базируются на универсальном подходе. При запуске любой из этих программ случайным образом генерируется комбинация параметров, характеризующих рабочую ситуацию. Обучаемый каждый раз оценивает новые обстоятельства, а не просто запоминает правильные ответы. Такое усложнение задачи в совокупности с игровой мотивацией, повышающей вовлеченность человека в процесс обучения, ускоряет и облегчает усвоение правильного алгоритма действий.
Большой практический опыт, накопленный Корпорацией «Диполь», позволяет разрабатывать виртуальные тренажеры как для массового применения, так и адаптированные под потребности конкретной организации. Могут быть запрограммированы любые значимые нюансы вплоть до конфигурации помещений, расстановки оборудования и т.д.; при этом обеспечивается не только реалистичность имитации рабочих условий, но и достаточная степень детализации моделей.
В 3D-тренажерах, как правило, реализуются два режима работы. В режиме обучения специалист, руководствуясь грамотными подсказками, сможет освоить правильные алгоритмы действий в различных ситуациях. В режиме экзамена работник имеет возможность продемонстрировать полученные знания и навыки в безопасном виртуальном режиме. Такие программные продукты могут использоваться не только для подготовки и аттестации персонала, но и для проведения соревнований профессионального мастерства, что активно практикуется в последние годы. Оценка компетентности специалиста производится при помощи автоматизированного отчета, содержащего информацию о времени, затраченном на прохождение испытания, а также количестве правильных и неправильных действий. Если конкурсант допускает критическую ошибку, состязание для него завершается; при некритичной ошибке появляется подсказка, сопровождаемая снятием баллов.
Применение виртуальных тренажеров значительно упрощает и удешевляет организацию образовательного процесса на предприятии. В рамках традиционного обучения (с выездом на объекты) время и силы тратятся на получение допусков и транспортировку персонала к месту проведения практических занятий. Подготовка на компьютерах может выполняться в любое время и в любом месте с достаточными техническими возможностями. Также устраняется проблема нехватки оборудования, выделяемого для обучения специалистов, и навыки могут отрабатываться многократно – сколько раз, сколько потребуется.
Виртуальный формат подготовки ликвидирует угрозы жизни и здоровью людей, сохранности объектов и оборудования. Обучение осуществляется быстро и эффективно в полном соответствии с отраслевыми нормами и правилами. В результате персонал получает базу знаний и навыков для реализации правильной последовательности действий в каждой типовой штатной либо нештатной ситуации; тем самым повышается производительность труда и сокращается количество аварий на производстве. Узнать больше об инновационных программных продуктах Корпорации «Диполь» можно по телефонам 8 (8452) 51-49-98, 51-23-83, 51-41-93.