В настоящее время VR – активный участник образовательного процесса. Виртуальная реальность открывает невероятные возможности для любого образовательного звена: школы, НПО, СПО, ДПО, вуза, корпоративного университета и системы обучения персонала.
С помощью VR/AR-технологий демонстрируются различные процессы и явления, будь то путешествие в Древнюю Грецию или БЕЗОПАСНАЯ отработка навыков специалистов по устранению опасных аварий, которые нереально воспроизвести в традиционной среде.
При этом VR дает уникальную возможность осуществить те действия, которые порой сложны, затратны по времени и труднореализуемы при классическом подходе.
Наглядность
VR-тренажеры позволяют продемонстрировать любые объекты или процессы с высокой степенью детализации. При этом уровень погружения может быть достаточно высоким, что, к примеру, дает возможность изучать строение веществ, путешествовать к Солнцу, наблюдать за течением различных химических реакций и процессов, происходящих в земной коре.
Безопасность
Применение VR-технологий – это, в первую очередь, максимальная безопасность для наблюдателей. Использование специального оборудования позволяет с высокой степенью реалистичности демонстрировать процессы и явления разной степени опасности (пожары, взрывы, наводнения, путешествия на Луну, различные хирургические вмешательства и др.). Если же брать сегмент обучения промышленного персонала, то благодаря VR появляется возможность отработать навыки выполнения операций и действий, устранение которых в реальной среде сопряжено с высокой степенью опасности.
Концентрация внимания
Еще одна характеристика применения VR. Используя оборудование, человек погружается в искусственный мир, в котором все его внимание фокусируется на тех процессах и явлениях, которые происходят в режиме «здесь и сейчас». Пользователь исследует, следит за изменениями, т.е. целиком сосредоточен на материале изучения при минимуме внешних раздражителей.
Вовлеченность
В виртуальном мире пользователь может стать кем угодно, он может руководить боевыми действиями, спасать планету, проводить опыты и менять состав веществ по своему усмотрению. Может перемещаться по атомной станции или по организму человека, может предотвратить крупную аварию или ликвидировать пожар.
Как и у любого явления, у VR/AR-технологий есть свои плюсы и минусы.
На сегодняшний день сложно говорить о массовом использовании VR в образовательном процессе, т.к. на этот показатель влияют:
— недостаточная техническая оснащенность учебных заведений;
— отсутствие соответствующих программных продуктов на рынке;
— необходимость в адаптированных образовательных программах.
Но даже сейчас очевидно, что виртуальная реальность – это новая веха в развитии сферы образования, в том числе и в России.
Ответ на главный вопрос «Зачем?» у каждого свой. Для одних это снижение рисков на производстве, для других – экономия финансовых и временных ресурсов, для третьих – возможность показать и объяснить явления и процессы. Да и кто из нас не мечтал побывать в космосе, пусть даже виртуальном?