Технология VR позволяет погрузить пользователя в виртуальный мир, отключив восприятие реального окружения. Чем больше сенсорных способностей человека задействуется, тем глубже погружение. В настоящее время «стандартный» пакет VR включает в себя шлем виртуальной реальности, полностью скрывающий реальный мир от человека, наушники для воспроизведения звуков виртуального мира и контроллеры для рук, с помощью которых пользователь может управлять взаимодействием с объектами в виртуальном мире.
Так, для некоторых задач может быть достаточно движения в виртуальной среде и взаимодействия с 3D объектами с помощью «мыши» и клавиатуры, в других случаях для усиления погружения в виртуальный мир могут применяться сенсорные перчатки, заменяющие ручные контроллеры, платформы для симуляции хождения по виртуальному миру и другие технические средства.
Для отслеживания расположения и поведения пользователя в виртуальном мире может использоваться система трекинга, позволяющая определить положение частей тела человека (рук, ног, головы и т.д.) в пространстве.
Дополненная реальность создана для добавления информации к существующим объектам реального мира. В случае использования дополненной реальности пользователь может получить дополнительную информацию, выводимую на экран смартфона или любого другого электронного устройства, с привязкой к физическому объекту реального мира. Такая схема представления информации часто используется для размещения сведений об объектах, рядом с которыми другие типы размещения информации невозможны. В качестве примера можно привести QR-коды, расположенные рядом с экспонатами музея. При наведении смартфона на такой код на экран может выводиться история экспоната, видеоролик и любые другие сведения.
В производственных процессах, а также при обучении персонала AR может быть использована, например, для размещения информации о необходимой последовательности действий при обслуживании ,ремонте оборудования, его устройстве и т.п.
Смешанная реальность – технология, позволяющая совместить объекты реального и виртуального мира таким образом, чтобы у пользователя возникало ощущение их взаимодействия. В этом случае объекты реального и виртуального миров располагаются в «правильных» точках относительно друг друга, и у пользователя появляется ощущение, что эти объекты могут взаимодействовать: возникает точка соприкосновения реального и виртуального мира.
Игровые технологии последнее время широко применяются при подготовке персонала. Важным элементом при обучении является использование образовательных сценариев, которые обеспечивают постоянную обратную связь для своевременной корректировки действий пользователя и погружения его в процесс. Использование отдельных игровых элементов возможно как в процессах обучения, так и в бизнес-процессах (геймификация).